25 мар. 2014 г.

Взять или отдать? (Бытие 14)


У Авраама была насыщенная жизнь — путешествия, встречи с интересными людьми, даже войны и отбивание родственников у вражеских армий. Посреди всего этого экшина интересно наблюдать за принципами, которых держался мудрый Авраам.


Вчера я читал и думал о том, что он был готов отдать за решение спора с близкими людьми, какова цена мира. Сегодня Лот попал в другую передрягу — сражение нескольких царей привело к тому, что его взяли в плен.

Авраам (тогда ещё просто — Аврам) доказывает свою любовь к родичу не на словах соболезнования и сильной озабоченности — он вооружает своих триста восемнадцать слуг, и они гонятся за вражескими армиями, чтобы вернуть племяннику желанную свободу. Бог с ними, и они преуспевают в своём деле — отвоёвывая не только Лота, но и награбленное у его царя.

Но вслед за этим происходят две интересные встречи, и рассказчик не случайно повествует о них бок-о-бок. В них есть заметный контраст:
…Когда он (то есть Аврам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего. (Бытие 14:17–20)
Первая встреча — с представителем Бога, Мелхиседеком. Здесь происходит необычный обмен — Аврам получает благословение (и немножко подкрепляется), но при этом отдаёт ему десятину «всего»*, без видимых сожалений о потере материального благосостояния.

А вот и вторая встреча:
И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама. (Бытие 14:21–23)
На щедрую благодарность царя — забрать себе всё, что изначально принадлежало царю, но было отобрано Аврамом у врагов, наш герой отвечает прямо и даже дерзко. Не буду брать у тебя ничего, чтобы потом ты не сделал меня должным тебе. Такие подарки нам, друзья, не нужны.

Что же лучше, брать и давать? Вам решать, конечно, но на сегодняшнем отрывке я вижу два основных момента. Во-первых, если и брать — то не так, чтобы потом быть должным. Во-вторых, отдавать во Имя Господа — не жалко, а, наоборот, благословение.

Вот теперь эту мудрость — да в наш бы разум, правда?

* — один из вариантов прочтения «всего» говорит о том, что Аврам щедро поделился не своим имуществом, а отвоёванным царским добром. Т.е. царю Содомскому он потом вернул 90% его вещей. Это толкование имеет право на жизнь, хотя пламенная речь про «даже нитки и ремня от обуви не возьму» по-моему всё же указывает на то, что Аврам распоряжался не чужим, а тем, что теперь принадлежало ему. Возможно, в ходе военной операции он вернул не только царские пожитки, а и для себя подзаработал — à la guerre comme à la guerre. В Евреям 7:4 читаем: «…Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (выделено мной) — что тоже косвенно указывает на этот момент. Могу ошибаться, и интересно было бы узнать мысли тех, кто глубже разбирался в этой теме.

Фото: Брис Фавре

Комментариев нет:

Отправить комментарий