Я продолжаю читать и размышлять о Ное. Непростая у него была жизнь, да и нравы были суровыми на заре человеческой цивилизации, современному человеку кое-какие моменты могут показаться неоднозначными.
Вот, например, внезапный запой — возможно, его первый опыт с взыгравшим виноградным соком. Ной в костюме Адама валяется в своей палатке, а младший сын находит его в таком виде, и считает это прекрасным поводом позубоскалить. Но более мудрые старшие братья аккуратно прикрывают папину наготу. Им не смешно.
Что сделал Ной, когда узнал об этом?
«Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.» (Бытие 9:24–27)Ханаан* — это сын Хама. Жёстко, правда?
Но я в этой истории задумываюсь не о резкости Ноя (я ж не Ной), и совсем даже не о том, что ему самому не стоило напиваться (это и так очевидно). Меня печалит судьба сына Хама — он сильно пострадал из-за явной глупости и безответственности своего отца.
Сам будучи папой, и зная многих других родителей, что мы сегодня оставляем в наследство своим детям? Квартиры-дачи, если повезёт, понятно. Но что им передаётся от нашего поведения, что они извлекают из нашего характера и стиля жизни, какие привычки, хобби, какой словарный запас детки получают из нашей щедрой руки?
Хамство Хама подарило его сыну и его наследникам рабство. Можем ли мы подарить своим детям свободу — прежде всего, от греха? Большая ответственность.
* — Кстати, это же первое (если не ошибаюсь) упоминание корней того, почему — по какому праву, — Бог отдал Ханаан некоему Аврааму (и, столетиями позже, всему израильскому народу). Хотя сейчас не лучшее время слишком ударяться в оправдание вооружённого завоевания «исторических» земель, нам только возвращения варягов и монголов ещё не хватало.
Фото: Сэм Солт
Комментариев нет:
Отправить комментарий