Можно ли бесконечно копить гнев, даже праведный? Давид не смог:
Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим… (Псалом 38:4)Я уже размышлял о накоплении гнева, и мне сразу представляется картина Чернобыльского саркофага — запертый источник смертоносной энергии, годами протачивающий себе путь наружу.
К чести Давида, вот это «стал говорить языком своим» не вылилось потоком площадной брани на окружающих. Хотя «достали» его именно они. Свою внутреннюю желчь Давид открывает перед Господом — стыдно, да, но бывает стыдно и показать доктору неприглядную болячку.
Теперь — чего бы я просил, о чём бы я говорил?
«Господи, дай мне силы вынести это» — и это достойная молитва, примеры есть в Библии. «Отец, убери этих подлецов из моей жизни» — и это Бог может, и такое можно просить. Царь Вселенной может и изменить наши обстоятельства, и дать нам чудо-силы и диво-терпение, чтобы с ними справиться.
Но это человеческий взгляд — мой, ваш. Горизонтально, по поверхности земли, по-пластунски — как мне справиться с этой проблемой, как её избежать, обойти, преодолеть?
Вместо того, чтобы изменять мир или атаковать его с новыми силами, Давид просит Бога изменить его зрение, поднять его выше. Помочь сфокусировать взгляд на важном, отодвинув фон назад. Скорректировать восприятие масштаба событий:
«Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то…» (стихи 5–7)Внезапное memento mori. Депрессивно? Не совсем.
Когда жизнь невмоготу, когда меня окружают идио… не совсем хорошие и разумные люди, когда я едва балансирую на грани раздражения и озвучивания (в конце концов) всех своих сокровенных мыслей — Господи, напомни мне, кто я.
Дрожь секундной стрелки. Шаг муравья. Взмах пчелиного крыла. Ствол травинки. Выдох на стекло: вот есть пятно пара, и на нём можно нарисовать рожицу, — а вот уже нет ни рожицы, ни пятна.
Для людей, которые не хотят знать Бога, эта мысль может как вырвать всякое желание жить, так и подстегнуть на исступлённую суетливую деятельность — успеть бы, оставить след, хоть какой-нибудь, хоть память Герострата.
Но и для Давида, и для нас, эта истина может стать удивительно успокаивающей. В несправедливом мире, с нечестными людьми, важно помнить, что это — пройдёт. Это — не самая надёжная, не самая «настоящая» реальность, с которой мы знакомы. У нас есть кое-что — кое-кто! — понадёжней:
«…И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя — на Тебя.» (стих 8)Пусть никакая обида в эту минуту не мешает вам делиться любовью, которая вечна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий