31 мар. 2014 г.

Совершенный план из несовершенных дел (Бытие 37)


Так легко проводить «разбор полётов» задним числом, из безопасного далёка. Разделять на правых и виноватых, беззаботно ставя оценки чужим поступкам. Совсем по-другому та же ситуация выглядит для непосредственных участников — когда эмоции кипят, нет времени подбирать слова и перебирать варианты, решение надо принимать прямо сейчас — и потом жить с последствиями этого решения. Я перечитываю историю Иосифа, и обдумываю роль Рувима.

Знаете, Иосиф производит впечатление не самого хорошего человека. Его склонность ябедничать на братьев и постоянно хвалиться своими эгоцентричными снами — это, честно говоря, весьма неприятные качества. А тут ещё и Иаков немудро решил оказывать ему явные знаки внимания по сравнению с остальными своими детьми…

Вы ведь в курсе, что лучший способ получить на орехи от одноклассников — это стать учительским любимчиком?

Поэтому можно понять желание братьев не видеть уже эту сытую довольную физиономию в цветном балахоне, что они и спешат реализовать при первом подходящем случае:
И сказали друг другу: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.» И услышал это Рувим и избавил его от рук их, сказав: «Не убьём его». И сказал им Рувим: «Не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него». Это говорил он, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. (Бытие 37:19–22)
Рувим… Сидя на мягком диване можно поразмышлять, что нельзя было ему потакать братьям. Надо было защищать Иосифа любой ценой, не давать кидать его в яму. Ведь посмотрите, чем закончилось — пока Рувим бегал туда-сюда (нашёл время!), родственники быстренько сбагрили ещё дышащего но изрядно побитого брательника измаилитским работорговцам (тоже «братский народ», кстати). Евреи недорого, налетай! А Рувим, вернувшись, горько пожалел о своей мягкости — он со слезами раздирает одежду и кричит «Отрока нет, а я, куда я денусь?» (стихи 29–30).

Возможно, сам себя корит, ведь надо было сразу его забрать, надо было стать на защиту, тащить, бежать надо было, надо было…

Но он мне очень нравится. Когда на Иосифа набрасывается десяток разъярённых мужиков (пастухи же! с жезлами и посохами!), он старается сделать всё максимально возможное, чтобы, если и не спасти полностью, то хоть оттянуть время расправы, что-то придумать, найти какой-то выход.

И дальше уже Господь берёт дело в Свои руки — Иосифу надо было оказаться в Египте. Надо было пройти через годы рабства и тюрьмы. Бог знает, что Он делает, и милосердие Рувима сыграло добрую роль в Божьем плане.

Надо не корить себя, а стараться делать то, что хорошо и что правильно. Не всегда всё пойдёт так, как надо. Не всегда будут доступны все факторы для обдумывания — и решение может оказаться неправильным. Да и потом кто-то может не понять, осудить — но наша задача восстанавливать мир, справедливость, защищать обделённых и помогать нуждающимся так, как получается, как видим нужным, здесь и сейчас.

И отдавать дальнейшее в Божьи руки — Он знает, как сделать лучше. Он умеет соткать Свой совершенный план из наших несовершенных дел.

Фото: Naparazzi

2 комментария:

  1. Прекрасная и воодушевляющая статья! Большое спасибо, Антон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад, что понравилось, и спасибо за поддержку :)

      Удалить