Посмотрев, что мы чудно сотворены, и увидев важность полезных советов (возможно иногда даже подкреплённых лозиной), мы можем начать воспринимать отношения отцы-дети как односторонние. Младшие учатся у старших. Старшие учат младших и никто им не указ, как воспитывать своих детей. Всё чётко, ясно… и глубоко неправильно.
Дело в том, что так называемые «взрослые» — тоже ошибаются, и часто нуждаются в добром совете и в строгой корректировке курса. Только мы ещё упрямее, ещё убеждённее в своих заблуждениях. Дети же иногда обладают такой проницательностью и неординарностью, что видят простые решения там, где мы себе вообразили нечто сложное. Наивными современных детей не назовёшь, но какая-то чистота в них всё же сохранилась.
В качестве примера я думаю об истории Гедеона и Иоаса — сына и отца. После долгих лет ухода от живой веры к обрядам, ритуалам, суевериям и откровенному поклонению идолам, Израиль ослабел как страна (а Бог предупреждал не допускать этого) и был захвачен «дружелюбными» соседями. Теперь гордые израильтяне вынуждены прятаться по пещерам, и добывать себе еду тайком. Это безобразие длилось семь лет, пока Бог не увидел человека, достаточно открытого сердцем, чтобы начинать что-то менять.
Бог увидел Гедеона.
Но, прежде чем дать ему необходимые силы и мудрость для того, чтобы выгнать оккупантов, Господь ставит перед юношей более приоритетную задачу. Уничтожить алтари идолов их города. Более того — уничтожить тех идолов, которых воздвиг его папа, Иоас.
Непросто идти против воли отца, и Гедеон боится, делает это ночью, тихо, но — делает.
Рано утром весь город видит столб дыма над пепелищем, и собирается целая толпа (я их себе представляю с факелами и вилами), чтобы «защищать чувства верующих». Они собираются у дома Иоаса и требуют выдачи его сына. За совершённое кощунство он должен умереть.
Реакция Иоаса? Вот здесь уже становится интересно — его сын, ночью, разрушил то, что он построил. Что бы сказали вы?
Иоас сказал всем приступившим к нему: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? Кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он (Гедеон) разрушил его жертвенник». (Судьи 6:31)Поступок его сына — как пощёчина. Пощёчина в хорошем смысле, которая заставляет вас остановиться, очнуться, осмотреться и сказать — а что это я делаю? Как я мог до такого докатиться?
Иоас смотрит на разрушенных идолов, на разъярённую толпу перед собой, и понимает, что он потерял что-то важное в жизни, какой-то стержень, надёжную опору. И именно его сын своим дерзким поступком напоминает ему — папа, бояться надо не людей. Бояться надо не выдуманных богов. Бояться надо не иллюзорного будущего, или голода, или войны, или безработицы.
Бояться — чтить, уважать, — надо Единого Живого Всемогущего Бога, в чьих руках находится наша жизнь и судьба нашего народа.
Нельзя отцам, учителям, начальникам, пасторам возноситься и думать, что дети ничему нас не могут научить. Ещё как могут. Нам только надо уметь слушать.
Фото: Дэниел Хсиа
Комментариев нет:
Отправить комментарий