30 июн. 2014 г.

Стыдно, господа руководители (Неемия 5)

Агрессивные манёвры вражеской армии на границе стали нормой для израильтян во время восстановления многострадального Иерусалима. Только с внешней угрозой пришла и внутренняя беда — первые восторги от народного единодушия были хорошим делом, но тяжёлые времена раскрывают и умножают характер людей — выделяется хорошее, но и подчёркивается плохое. Сначала не так заметно, но в определённый момент кончилось терпение — и раздался слёзный крик.

Протест! Чем там недовольны эти людишки? Неужели они сейчас, во время испытаний, будут подрывать авторитет властей? Но Неемии хватило мудрости разобраться. Дело оказалось в том, что некоторые из тех, кому народ доверил руководство над собой, не преминули возможностью воспользоваться смутными обстоятельствами, и неплохо подзаработать на своих нескромных должностях. В отсутствие работы, материалов, продуктов, они продавали накопленное по грабительским ценам, своим же людям, при этом ещё требуя с них невыносимые налоги, и платя им смешные (точнее, не смешные) зарплаты, как за рабский труд.

Неемия не может этого стерпеть, и собирает народное вече, где не скупится на слова:
Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился. Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: «Вы берете лихву с братьев своих». И созвал я против них большое собрание и сказал им: «Мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам?» 
Они молчали и не находили ответа. 
И сказал я: «Нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?» (Неемия 5:6–9)
А что на такое ответить? Наверное, кое-кто из начальников был бы не прочь разогнать всю эту челядь, дубинками, чтобы впредь неповадно было вопросы задавать. Но с таким отношением всего общества, где грабёж своих братьев становится неприемлемым, уличённым подлецам остаётся молчать, злобно поглядывая на заполненную площадь. 

Неемия первым показывает пример правильного отношения — он сам приехал с запасом серебра, и одалживал по мере необходимости туда и сюда, для восстановления хозяйства. И он говорит — я эти долги прощаю, и если что было дано мне в заём за кредит — я это возвращаю. Друзья-начальники, что вы скажете?

Что тут сказать? Этот народ уже многое пережил вместе. Разграблен, избит и продан в рабство. Нашёл, с Божьей помощью, силы для восстановления любимого города. Днём, на стройке, не расслаблялся, и ночами не спал, ожидая нападения врага. Что сказать такому народу?
И сказали они: «Возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь». И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают. (Неемия 5:12)
Сам Неемия акцентирует, что он всегда старался не брать лишнего. Царь Артаксеркс временно назначил его руководителем этой области (начальником облгосадминистрации?), и его задача не выдоить максимум из нового положения, а послужить народу, стать маленьким но ключевым инструментом в возвращении Божьего благословения, и получить награду, мзду, прибыль, заработок, не от этих обездоленных людей — а от нашего богатейшего Господа:
И при всём том, хлеба областеначальнического я не требовал, так как тяжелая служба лежала на народе сем. Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего! (Неемия 5:18б,19)
Честная позиция! Без признания, пользы, награды, трудиться никто не будет. Ожидать этого от людей, особенно начальников, было бы ложью, и приводило бы ко лжи. Зачем себя обманывать? Получать отдачу от своего труда хотят все.

Но мы решаем, для какой награды мы трудимся, и от кого мы хотим её получить — от человека, или от Бога.


1 комментарий:

  1. Прежде всего, нужно оставаться человеком. Не только со "своими" - родными, близкими и друзьями, а со всеми. Тогда всё хорошо будет.

    ОтветитьУдалить