30 сент. 2014 г.

Вы одарены и талантливы? Очень жаль (Филлипийцам 3)

Дворовая игра, два сильнейших назначаются «капитанами», и по очереди берут себе максимально «звёздных» крепышей, пока дело не доходит до задохликов. Брать-то берут, но отпускают колкости о том, что такой очкарик пригодится разве что сбегать за мячом, вылетевшим за поле. Мы привыкли искать таланты, нас этому учат в школе, на работе, даже в церкви.

Особенно «забавно» наблюдать, как братья во Христе активно перекупают друг у друга особо одарённых музыкантов. Ударное прославление — залог высокой посещаемости, что ж поделаешь.

Но речь не о «них». Павел затрагивает эту тему в личном аспекте. Не что делают обобщённые «они», а действия вполне конкретного «я». В христианстве замена местоимений критична, исторически применение Писания к «ним» вместо «себя» приводило ко многим стыдным преступлениям, всё во имя Иисуса.

А начинает Павел издалека:
Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания… (Филлипийцам 3:2)
Логично, эти три вещи могут быть весьма болезненными. Но он поясняет, что имеет в виду:
…потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. (стихи 3–6)
Обрезание подразумевает всякое преимущество, фору, в личностном смысле. Талант? Связи и знакомства? Умения и навыки? Красноречие? Абсолютный слух? Великолепный вкус? Превосходный ум?

Парадоксально, но в самом смиренном пассаже о самом себе Павел приводит безупречную родословную — и не краснеет. Если бы была выставка духовных лидеров, он взял бы на ней все призы и стоячую овацию.

«По правде законной — непорочный», вы такое можете представить? Голубая кровь!
Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. (стих 7)
Вот. И раскрывает:
Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. (стихи 8–11)
Если во мне есть что-то «своё», полезное, то оно поможет мне пройти по жизни «самому». А это значит, что в какой-то сфере, может не очень большой и не самой важной, я не буду даже пытаться довериться Христу. Не будет такой необходимости.

И вот это, в глазах Павла, будет трагедией. Непоправимым упущением.

Но… Эээ… ну, я в том смысле, что ведь каждый из нас уникален, разве нет? Каждый чудно сотворён! Я не встречал ни одного неинтересного человека. У всех своя точка зрения, неповторимая биография, удивительный букет склонностей, способностей и оттенков восприятия. Конечно, большинство стесняется и развивает навык «ложная скромность» до восьмидесятого уровня, но что делать с тем, что в нас всё-таки есть «своё»? Мы — не пустое место.

Ответ Павла — все эти наши безусловные и удивительные способности должны быть сфокусированы, изо всех наших сил, в одной точке — приближаться к нашему Богу:
Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. (стихи 12–14)
«Простираюсь… стремлюсь…», мне рисуется образ ракеты, на всех двигателях мчащейся к заветной цели, сжигая всё доступное топливо, лишь бы долететь.

Это настолько искренний и пронзительный подход к служению, что он действительно может показаться фантастикой — тут крутишься, работаешь, бегаешь за детьми, пытаешься связать концы с концами и не потерять остатки разума, но Павел для нас, живых, обычных, неидеальных, щедро даёт надежду:
Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. (стих 15)
Такой ход мыслей — это от Бога, а не от нас. И если мысли ещё во всём сложились именно в такую картину — Господь видит, знает, и не отстанет от нас, пока не поможет нам до этого дойти.

Когда Иисус набирает Свою команду, Он берёт самых задохликов из конца шеренги. Айда играть?


Комментариев нет:

Отправить комментарий